Двор Сан Паоло Фуори ле Мура, Рим

В 12 в. в Риме продолжают строиться и обновляться базилики с плоским покрытием на колоннах. Обновление интерьеров в 12 в. связано с деятельностью т.н. "римских мраморщиков" - семейств Космати и Вассалетти, которые с середины 12 по середину 13 в. из "вторичного сырья" Античности - обломков мраморов, порфиров, серпентинов, частиц мозаик - создают собственную декоративную систему - т.н. косматический стиль – инкрустационный стиль.

Сицилия (южная Италия)

В южной Италии вскоре после крушения Римской империи воцарились остготы, затем византийцы и лангобарды. На южную Италию оказали влияние мусульмане. В 9 в. в Сицилию вторглись арабы, основав здесь свой эмират. В 11 в. в южную Италию проникли норманны, постепенно завоевав ее к концу столетия и учредив королевство Сицилии и Неаполя. Византийцы превратили греческие и римские храмы в христианские церкви, арабы сделали из них мечети, а выбившие из Сицилии арабов норманны вновь переделали мечети в христианские церкви => влияние всех стилей.

Церковь Сан-Джованни в Палермо

Арабские красные купола и христианские клуатры. Т-образная форма, 5 куполов, купольные перекрытия. Византийская многокупольная система+присущее зодчеству Арабского Востока четкое и ясное сочетание простых геометрических объемов. Полное отсутствие элементов архитектурного декора. Маленькие отверстия окон лишь подчеркивают толщину стен.

Собор святого Николая в Бари

Скромен, архаичен. Базилика имеет 3 нефа, сводчатый трансепт, нефы завершаются апсидами. Снаружи апсиды закрыты прямыми стенами с ложными аркадами, что придаёт храму прямоугольную форму. Фасад разделён на три части пилястрами (ложные колонны), по бокам имеет две башни, между которыми возвышается центральное прясло (вертикальная часть фасада, окружённая пилястрами).

Портик портала поддерживают колонны, опирающиеся на фигуры быков, в люнете (арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонтально) помещён рельеф с солнечной колесницей и триумфатором, символизирующим Иисуса Христа. Фронтон увенчан крылатым сфинксом. Базилика украшена скульптурным декором, часть которого (рельефы, капители, карнизы) были заимствованы от более древних византийских построек.

13. Романская архитектура Германии (общая характеристика: т.н. «связанная система»). Собор Св. Мартина и Св.Стефана в Майнце, Собор в Вормсе, Санта-Мария Лаах.

В Германии возникло много архитектурных сооружений романского типа (сохранились черты Оттоновских построек), но вследствие многочисленных перестроек лишь немногие дошли до нас в первоначальном виде.

Из разных школ романского зодчества Германии наибольшее значение имели три:

Саксонская

Постройки этой школы обнаруживают связь с каролингскими традициями. Здесь господствует тип плоско перекрытой базилики. Непосредственным прообразом для некоторых церквей послужила вторая монастырская церковь в Клюни (981 г.).



В саксонских церквах связь с раннехристианскими (или позднеантичными) сооружениями выражается в сохранении длинного и широкого продольного корпуса с тремя нефами, причем средний, как и полагается в базилике, поднят над боковыми и имеет ряд окон. Традиционными являются также частый ряд устоев-колонн, сохраняющих античные пропорции. Но вместе с тем саксонская архитектура вводит ряд характерных для нее новшеств, придающих церквам этой школы необычный для прежних базилик вид. В саксонских церквах было два хора, два трансепта и, следовательно, два средокрестия. Вход сбоку.

Отличие от романских церквей во Франции: отсутствует обход в хоре.

Вестфальская

В Вестфалии строились церкви зального типа, то есть с тремя нефами равной высоты, перекрытые каменными сводами. Одна из самых ранних церквей такого типа — капелла св. Варфоломея в Надерборне — была построена в начале 11 в., по свидетельству современного источника, «греческими мастерами»; вероятно, это были мастера, приглашенные из южной Италии. О внешнем облике вестфальских церквей может дать представление сохранившийся западный фасад собора в Миндене (11 в.). В нем характерно полное отсутствие не только скульптурных украшений, но даже ясно выраженных архитектурных членений. В отличие от большинства романских церквей других школ здесь отсутствует четкое сопоставление объемов здания, которое обычно с полной ясностью отражается и в архитектурной композиции фасадов. Вместо этого плоскость фасада делится на несколько меньших плоскостей безотносительно к общей конструкции храма.

Рейнская

В немецких областях, прилегающих к Рейну, рано развилась городская жизнь. Некоторые наиболее богатые города были независимы от местных крупных феодалов и непосредственно подчинялись императорской власти. В могущественных и богатых имперских городах Вормсе, Шпейере и Майнце были созданы замечательные памятники романской архитектуры. Все они начаты в 11 в. и только в 12 или даже в 13 в. перекрыты сводами.

План собора в Вормсе:

Здесб зародилась «связанная система». Она заключается в том, что боковой распор сводов среднего нефа принимают на себя своды боковых нефов, причем на каждый квадрат главного нефа приходится по два квадрата боковых нефов. Получается чередование опор: более массивные столбы поддерживают пяты сводов главного нефа, а на промежуточные опоры, более легкие, опираются пяты сводов боковых нефов. Крестовые своды: вершина каждой из четырех распалубок, образующих свод, довольно сильно приподнята, т. о. образуется небольшой куполок. Боковые нефы не имели Эмпор. В построении плана рейнских церквей бросается в глаза слабое выделение трансепта: в Шпейерском и Вормсском соборах трансепт помещен перед самой восточной абсидой и лишь незначительно выступает за контуры продольного помещения, а в Майнцском соборе трансепт помещен даже не у восточной, а у западной стороны церкви. Вормсский и Майнцский соборы имеют ясно выраженные западные абсиды и, наоборот, весьма мало подчеркнутые абсиды с восточной стороны. Внешний облик рейнских соборов определяется ясно выраженными снаружи членениями внутреннего пространства,большой протяженностью (особенно в Шнейере) и парными башнями, подчеркивающими восточную и западную части здания. В соборах рейнской школы допускался только скупой архитектурный декор. Характерно применение декоративных аркад снаружи, особенно последовательно выдержанное в Шпейерском соборе: галлереи арок тянутся под карнизами восточной абсиды, под окнами продольного корабля и трансепта, даже под двухскатным фронтоном торцовых сторон продольного помещения.

Собор в Вормсе: Из памятников в долине Рейна собор в Вормсе более других сохранил свой древний облик. Построенный из темно-серого песчаника, похожий на крепость, он господствует над городом и окружающей его равниной. Его могучие башни покрыты каменными шатрами и оттого производят еще более грозное впечатление. Собор построен на старом фундаменте 11 в. Прекрасный памятник зрелого романского стиля.

Восточный хор менее развит, чем западный. Восточная абсида завершена не полукругом, а прямой стеной, более поздний западный хор образует в плане многоугольник: его стены глубоко прорезаны нишами окон разной формы. Рукава трансептов перекрываются крестовыми сводами и почти не выступают за пределы храма. Компактность. 4 башни.

В каменных украшениях, разбросанных по подоконникам и галереям обоих хоров, сохраняется все богатство древней народной фантазии с ее химерами, кобольдами, хищными животными. Но эти фантастические образы не связаны с телом здания, они просто располагаются на нем как самостоятельные каменные существа, занятые своей собственной жизнью: символический лев пожирает человека, а рядом медведица старается удержать детеныша, падающего с подоконника.

Собор Св. Мартина и Св. Стефана в Майнце:

Майнцский собор — собор епископа в германском городе Майнце, один из т. н. «императорских соборов» (нем. Kaiserdom). С архитектурной точки зрения, в сегодняшней форме это — трёхнефная базилика с колоннами, в романском стиле с элементами готики и барокко.

История собора в Майнце (н.стр.975/76) представляет собой список пожаров и восстановлений. Разновременность постройки восточного хора, нефа и западного хора сказалась в отсутствии единства, отличающего собор от Шпайера. Наиболее сложной является западная часть собора с трёхчастной апсидой, фланкированной двумя массивными башнями. Центральный неф был перекрыт нервюрными сводами, боковые – крестовыми.

Планы: Шпейер, Вормс, Майнц

Санта-Мария Лаах:

Санта-Мария Лаах

Церковь была заложена в 1093 году и закончена к 1156 году. Трёхнефная базилика с планом в форме латинского креста имела с одной стороны второй, западный, трансепт со своим хором и апсидой, а с другой – атрий, выделяющий одностороннюю ориентацию. Здание изначально предполагалось по примеру собора в Шпайере перекрыть крестовыми сводами, но в отличии от Шпайера здесь не была применена «связанная система» и каждой ячейке центрального свода соответствовала одна травея бокового. Над средокрестием возвышается октогон на тромпах. Над западным трансептом высится напоминающий вестверк прямоугольный в плане массив.




5652338629404768.html
5652364492101514.html
    PR.RU™