Классовое и общесоциальное в праве.

Вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных, надклассовых позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивала классовый характер права, и сущность права видела именно в этой воле. С точки зрения марксистко-ленинской теории право по своей сути и есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов.

Иного, общесоциального подхода в понимании сущности права придерживаются так называемые немарксистские теории. Они по-разному определяют сущность права - как политическую справедливость, как божественную волю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т.д. - но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса.

Сущ-ет классовый и надклассовый подход.

Таким образом, право рассматривалось как (сторонники марксизма- ленинизма выделяли следующие признаки, характеризующие сущность права):
а) право есть воля, т.е. целенаправленный интерес;
б) право - это не просто воля, а классовая воля, воля определенных классов (отсюда вытекал классовый характер права; право - классовое явление);
в) право - это классовая воля, возведенная в закон, т.е. получившая общеобязательное значение, навязанная всему обществу. Возвести в закон волю - это, значит, сделать её обязательной для всех. Таким образом, воля одного становится законом жизни всего общества;
г) право - это воля, обусловленная, в конечном счете, экономическим базисом общества (согласно марксизму-ленинизму именно производственные отношения определяют общественные отношения). В марксистско- ленинском понимании право является орудием классового господства.

=Надклассовый (общесоциальный, общечеловеческий) подход в понимании сущности выражен в различных немарксиских теориях права: теория естественного права, юр-го позитивизма, теория нормативизма, психологическая теория, социологическая и др.

Они по-разному определяют сущность права - как политическую справедливость, как божественную волю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т.д. - но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса.

Другая точка зрения на этот вопрос нашла отражение у В.С. Нерсесянца. По его мнению, сущность права - нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях Нерсесянц В.С. Философия права - М., 1997.С. 18. Сущностные свойства права - это равенство, свобода и справедливость.



Кроме этих двух позиций широко распространена точка зрения о том, что право с точки зрения его сущности есть мера свободы формального равенства и справедливости. Сущность позитивного права необходимо рассматривать в конкретных исторических условиях. Нет позитивного права вообще, оно носит конкретный исторический характер и оно меняется с развитием общ-ва. С изменением условий и сущности Г меняется сущность права.

Также выделяют религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Сущность права многоаспектна: она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. В зависимости от исторических условий в сущности права на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.


5655376589743479.html
5655499990869739.html
    PR.RU™