Часть 1. Традиции Букингемского дворца в ретроспективе

Вступление.

Часть 1

Традиции Букингемского дворца в ретроспективе

1.1. Воспитание монарха;

1.2. Королевский церемониал;

1.3. Королевский протокол;

1.4. Чайные традиции;

Часть 2

Королевский этикет в современной Британии

Заключение

Библиография

Введение.

В истории Великобритании много интересных и неповторимых вех, но я бы хотел выделить такую линию английской истории как Британский церемониал. С момента образования и до сегодняшних дней это государство ценит и чтит свои традиции.

Церемония (от лат. caerimonia — благоговение; культовый обряд), установленный порядок совершения какого-нибудь обряда, торжества. В переносном значении — о каком-нибудь действии, длительном или совершаемом методически; условность в поведении. Проходит время, а церемонии не меняются, становясь культурной ценностью, традицией.

Английские церемонии яркое тому подтверждение. Короли и королевы Британии с младенчества постигали секреты проведения того или иного события.

Часть 1

Традиции Букингемского дворца в ретроспективе.

1.1.Воспитание монарха.

Успех страны зависит в основном не от её природных богатств, а от качества управленческой элиты. Яркий пример тому - Англия. Не имея ни большого населения, ни природных ресурсов, этой стране удалось за исторически короткий промежуток времени, с XVI по XIX век, превратиться из "медвежьего угла Европы" во всемирную империю, занимавшую половину земного шара.

И даже сейчас, когда Британская империя формально не существует, Англия влияет на политические процессы во всём мире, а её королева через Содружество наций является главой государства в нескольких десятках стран, в том числе и в таких, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Ключ к пониманию этого феномена - методика подготовки управленческой элиты, тех людей, которые когда-то в будущем могут встать у руля государства.

Очень интересным является пример обучения и воспитания трёх будущих английских королев в далёком XVI веке, когда Британия стала стремительно набирать политический вес и влияние. Качественная подготовка будущих руководительниц государства, во-первых, обусловила стремительное развитие управляемой ими страны, а во-вторых, являлась хорошим примером для английской элиты в целом, как надо учить своих детей, которые будут помогать королям и королевам управлять страной.

Итак, будущие английские королевы: Джейн Грей (1553), Мария Тюдор (1553-1558), Елизавета Тюдор (1558-1603).

Почему будем рассматривать пример не с королями, а именно с королевами? Да потому, что в то время во всём остальном цивилизованном мире девочек не считали нужным ничему учить, кроме реверансов, танцев и вышивания крестиком. Очень-очень редко учили читать (исключительно для того, чтобы девочки могли прочитать Библию). А в Англии девочек-аристократок учили очень серьёзно.



Будущая королева Елизавета научилась читать и писать уже в пять лет, а в шестилетнем возрасте стала изучать латинский язык, и читала по-латыни в оригинале "Записки о Галльской войне" Юлия Цезаря и произведения Цицерона! Затем юная Елизавета выучила греческий, итальянский и французский язык.

Когда Елизавете исполнилось одиннадцать лет, её вместе с семилетним (!) братом Эдуардом стали обучать политике, им объясняли текущее состояние дел в Европе, дети изучали в деталях войсковые операции английской армии на территории Франции.

В двенадцатилетнем возрасте Елизавета самостоятельно перевела с французского на английский и красиво переписала от руки философский трактат "Зерцало грешной души", и преподнесла его в дар своей мачехе Екатерине Парр, новой супруге короля Генриха VIII, отца Елизаветы.

При этом следует особо подчеркнуть, что так обучали не только королевских детей. Екатерина Парр, сама будучи женщиной очень образованной, поощряла обучение наукам юных дочерей аристократических семейств. Как писал один из современников, двор Екатерины Парр можно назвать "школой добронравия для просвещенных девиц", где "всегда и повсюду можно увидеть юных особ, чье воспитание понуждает их с охотою отказываться от всяческой праздности ради овладения знанием".

Будущая королева Джейн Грей (племянница Генриха VIII) стала обучаться иностранным языкам и грамматике уже в четырёхлетнем возрасте. Чтобы маленькая девочка не сильно уставала во время учёбы, учитель во время уроков носил её на руках, обучая правильно произносить слова. Сначала маленькая ученица обучалась читать произведения классиков древнегреческой и древнеримской литературы вместе с учителем на уроках, а затем настолько увлеклась, что стала читать произведения классиков истории и философии и в неурочное время.



Учитель Джейн Грей, Роджер Эшем, когда девочке было уже двенадцать лет, однажды без предупреждения зашёл к ней в комнату, и обнаружил, что она в оригинале читает Платона, причём, как он позднее вспоминал, "в текст она погрузилась с таким же самозабвением, как если бы какой-нибудь джентльмен читал озорную новеллу Бокаччо".

Будущая английская королева Мария Тюдор, сводная сестра Елизаветы и двоюродная сестра Джейн, уже в трёхлетнем возрасте научилась играть на клавишных музыкальных инструментах, а в четыре года она уже играла для гостей своего отца, Генриха VIII, самые быстрые и сложные в исполнении музыкальные композиции.

Греческий и латинский язык Мария начала изучать в шесть лет, и освоив грамматику, она стала читать в оригинале произведения Платона, Плутарха, Цицерона и Сенеки.

Затем будущая королева выучила французский, итальянский и испанский. К одиннадцати годам Мария свободно переводила на английский с иностранных языков самые сложные тексты.

С девяти лет она играла различные роли в постановках пьес древнеримских драматургов в любительском придворном театре. Пьесы ставились, естественно, на латыни, и все придворные зрители прекрасно понимали, о чём идёт речь - это опять же к тому, что обучали языкам и наукам не только королевских детей, но и вообще всех детей британских аристократов.

Юная Мария Тюдор прославилась также и тем, что перевела на английский язык философский трактат выдающегося нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского "Заметки о четырех Евангелиях".

Кстати, раз мы уже упомянули брата Марии и Елизаветы, Эдуарда, будущего короля Эдуарда VI (1547-1553), которого семи лет от роду обучали политике и управлению войсками, надо также сказать, что в десятилетнем возрасте этот мальчик собственноручно написал новое положение о статусе ордена Подвязки, и блестяще знал географию, вплоть до особенностей течения и фарватера всех судоходных европейских рек.

Что интересно, помимо британских аристократов, такое же огромное внимание образованию своих детей в средневековой Европе уделяли внимание только евреи. Причём средневековых еврейских детей отдавали в школу, когда им исполнялось всего три года!

Интересно описание обряда начала обучения еврейских детей в трёхлетнем возрасте, которое оставил рабби Симха из французского города Витри (XII век):

"Когда человек приводит в школу сына, то для него (для сына) пишут буквы на доске, и умывают его, и одевают в чистые одежды, и взбивают для него три яйца, и приносят ему яблоки и другие плоды, и всячески ухаживают за большим мудрецом, который отправился в школу. И берут его под руки, и ведут в синагогу, и кормят его халами с мёдом, яйцами и фруктами, и читают ему буквы. А потом намазывают их мёдом (на доске) и велят слизывать, и возвращают его матери".

И заметьте, что в детей не розгой вбивали науки, как это было принято в немногих существовавших тогда христианских школах, а показывали ребёнку, что учиться вкусно и приятно. Даже сами буквы, и те намазаны мёдом в самом буквальном смысле слова!

Так может быть, успехи англичан и евреев обусловлены именно тем, что они уже трёх-четырёхлетних детей считали "большими мудрецами", и начинали обучать их грамоте, языкам и наукам?

2.1.Королевский церемониал.


5656948380409064.html
5657020124761895.html
    PR.RU™