Тема 4. Я и мои друзья

Цели:

помочь детям осознать качества настоящего друга;

подвести учащихся к осознанию собственного умениядружить.

Занятие 16. Настоящий друг

Разминка

«Кто сказал "спасибо"?»Участники занятия образуют круг, в центре которого усаживается один из них. Дети подходят и пожимают ему руку. Заранее ведущий назначает одного ребенка, который должен через рукопожатие передать «спасибо». Остальные должны просто поздороваться. Задача водящего — определить, кто сказал ему спасибо.

«Я сделал дело хорошо».Дети вспоминают о своих делах в школе и дома, которые им удалось сделать хорошо за прошедшую неделю. Тот, кто ловит мячик, брошенный ведущим, говорит об одном из таких удачных дел вслух.

«Кто есть кто?»Детям раздаются карточки с обозначенными на них семейными ролями: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д. Они по очереди представляют каждый свою роль, не используя слов, а остальные отгадывают, кто изображается в том или ином случае.

Основное содержание занятия

«Неоконченные предложения».Дети завершаютследующие предложения:

«Настоящий друг — это тот, кто...» «Друзья всегда...»

«Я могу дружить с такими людьми, которые... » «Со мной можно дружить, потому что...»

«Качества настоящего друга».Ведущий делает на доске надпись: «Настоящий друг». Рядом прикрепляются листы ватмана с названиями различных человеческих качеств. Дети по очереди выбирают главное качество настоящего друга (по возможности обосновав свой выбор) и записывают его на доске.

В результате под надписью набирается список качеств, составляющих образ настоящего друга. Он зачитывается вслух. Детям предлагают подумать о том, есть ли эти качества у каждого из них, каких не хватает, в каких они сомневаются. Желающие могут рассказать о своих размышлениях.

Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Неожиданная встреча (Е. Андреева)

Жила-была на свете маленькая девочка. У нее были мама и папа, и жили они все вместе в маленькой квартирке на 22-м этаже высокого дома. Когда девочка по ночам смотрела в окно, ей казалось, что она может дотронуться рукой до неба, усеянного миллионами звезд. «Как много звезд в небе, — думала девочка. — Наверное, столько же, сколько на Земле людей».

Однажды, когда все улеглись спать, девочка выглянула в окно, чтобы пожелать спокойной ночи яркому месяцу. Вдруг что-то звякнуло о подоконник с той стороны окна, и вся комната на миг озарилась ослепительным светом.

Здравствуй, девочка! Я давно хотела... — прозвучал тоненький голос.

Кто это? Что происходит? — испугалась девочка.

Не бойся меня! Я — одна из тех звезд, которыми ты таклюбуешься, когда тебе не спится но ночам. Я давно хотелаприлететь к тебе, но мама долго не пускала меня на Землю. Асегодня разрешила немного побыть здесь. И вот я прилетела,чтобы познакомиться с тобой.



Ничего не понимаю! Неужели у тебя тоже есть мама? —удивилась девочка.

А как же! — засмеялась звездочка. — На небе все так же,как на Земле. Есть маленькие звездочки, а у них — родители, бабушки и дедушки.

Как интересно! Расскажи мне о себе подробнее, милаязвездочка!

Ну, давай устроимся поудобнее, — сказала звездочка,влетая в комнату и пристраиваясь на подушке. — Мне по вашим земным меркам уже одиннадцать лет — чуть больше, чемтебе. У меня есть звездные мама и папа. Я учусь в звездной

школе. Там добрые учителя, и каждый день я узнаю что-то новое. Но... — Звездочка вдруг притихла и загрустила.

Что? Почему ты замолчала? Тебя там кто-то обижает? —забеспокоилась девочка.

Да нет... В звездном мире у меня все хорошо. Но иногдая чувствую себя одиноко... У меня нет друзей. Иногда сомной знакомятся другие звездочки, но наша дружба продолжается недолго. Им почему-то скучно со мной. Мне нравитсягулять по звездным полянам, собирать звездные цветы и смотреть издали на Землю, которая переливается всеми красками,отражая небесный свет... А сама я стесняюсь знакомиться сдругими звездочками — боюсь, что опять мне кто-нибудь скажет, что со мной неинтересно...

Но ты же сегодня смогла познакомиться со мной! Ты жене постеснялась! — воскликнула девочка. — Хотя, говоря поправде, мне тоже бывает одиноко. Иногда кажется, что я никому не нужна, что весь мир отвернулся от меня.

Правда? И с тобой такое бывает?

Ну да, у меня тоже нет настоящей близкой подруги.Очень хочется с кем-нибудь дружить, быть всегда вместе, играть, гулять. Вместе смеяться, если весело, и вместе грустить,если настроение плохое. Ведь настоящий друг — это тот, который хочет быть с тобой и тогда, когда ты грустишь, когдатебе плохо.

Знаешь, — призналась звездочка, — мне сегодня впервыеза долгое время стало легко и светло на душе. И все потому,что я встретила тебя! Ты мне очень понравилась. Ты добрая иотзывчивая. Хочешь, я к тебе снова прилечу потом, и мыопять поболтаем о чем-нибудь? Ведь вдвоем веселее, правда?



Конечно, — ответила девочка. — Обязательно прилетай!Я буду тебя ждать. Мне кажется, что мы знакомы уже давно.Мне будет тебя не хватать...

Звездочка в один миг оказалась на окошке:

Время идет так быстро! Моя мама, верно, волнуется. Мнепора улетать!

Ах, как быстро! — пожалела девочка.

Да, но я обязательно вернусь! Когда тебе будет грустно,вспоминай обо мне, и я помогу тебе — я мысленно передамтебе что-нибудь приятное, и тебе станет легче.

«Хорошо, когда у тебя есть друг, который понимает тебя и любит таким, какой ты есть», — думала девочка, пока звездочка поднималась все выше и выше, ласково подмигивая тоненькому силуэту в темном окне двадцать второго этажа...

«Надежный лифт».Один из детей ложится на пол. Несколько человек подходят к нему и спрашивают: «Вам на какой этаж?» — и все вместе поднимают его повыше или пони же, в зависимости от того, какой этаж он назовет. Только не забудьте заранее договориться о том, сколько в вашем «доме» этажей (не больше четырех). Опускать надо осторожно, а ведущему следует подстраховывать детей.

Занятие 17. Умею ли я дружить?

Разминка

«Чувства и ассоциации».Ведущий называет то или иное чувство и предлагает подобрать к нему ассоциации, сравнивая чувства с различными предметами или явлениями. Например: «Если бы радость была собакой, то какой породы?» Можно предлагать подбирать ассоциации на самые разные темы: погода, рельефы, растения, вид транспорта и т.п.

«Кто сказал "прости"?»Из участников тайно выбирается один, кто будет передавать через рукопожатие просьбу о прощении, в то время как все остальные будут просто здороваться. Водящий, сидящий в центре круга, должен суметь отличить это рукопожатие от обычных.

«Одинаковые скульптуры».Выбираются двое водящих. Они выходят в центр круга, им завязывают глаза. Один из них должен принять любую позу, а потом с помощью словесных инструкций помочь партнеру принять точно такую же позу. Все остальные сравнивают результаты.

Основное содержание занятия

«Нужно ли уметь дружить?»Ведущий рассказывает детям о том, что на одном из психологических занятий его участники перечисляли свои умения: «Я умею пользоваться Компьютером», «Я умею кататься на роликах», «Я умею плавать», «Я умею играть на пианино», «Я умею выразительно читать стихи» и т.д. А один ответ был таким: «Я умею дружить». Возникла дискуссия, в ходе которой одни дети говорили, что дружбу нельзя считать умением, что этому не нужно учиться. Другие же считали, что, действительно, дружить умеют не все, это не так просто.

Ведущий предлагает участникам занятия высказать свои точки зрения.

Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Про маленькую Бабу Ягу (А. Завалиишна) В одном лесу жило необыкновенное семейство: Баба Яга — мама, Баба Яга — тетка и Баба Яга — девочка. Они занимались колдовством и черной магией. Но вот решили мама и тетка отдать маленькую — ее в миру звали Матильдой — в школу, авось пригодится. Для этого пришлось им переехать из леса в город. Правда, поселились они на самой его окраине, и недалеко от домика был лес.

Школа, в которой начала учиться маленькая Баба Яга, была самой обыкновенной современной школой. И дети там учились обыкновенные. Первый день в школе для Матильды оказался настоящим кошмаром. Как только она вошла в класс, все девчонки так и заверещали.

Ну и прикид! — сказала первая модница в классе, Анжела. — Это же настоящие лохмотья!

А волосы! Похоже, она месяца три не мылась и не причесывалась!

Она к тому же и босая!

А на плече, смотрите, ворона сидит!

Кое-как бедняжка просидела до конца уроков и в слезах прибежала домой. Она набросилась на маму с теткой:

— А вы-то мне говорили, что я красивая, что я талантливая! А в школе меня обозвали уродиной! А еще чучелом! Они сказали, что я не должна учиться с ними в одном классе! Все меня невзлюбили! — И слезы у Матильды полились рекой.

Взрослые ведьмы принялись успокаивать маленькую Бабу Ягу.

— Не плачь ты! — говорили они в один голос. — Ты жеколдунья и можешь сделать с обидчиками все, что захочешь.Преврати их всех в жаб! Угости их лягушачьим отваром, ипусть себе квакают! Прекрати плакать и помни, что ты самая умная и красивая ведьмочка на свете!

С тех пор на одноклассников Матильды несчастья так и посыпались. У отличниц в дневниках появились двойки. У мальчишек брюки укоротились на пятнадцать сантиметров. У модницы Анжелы за неделю сломались четыре каблука и семь расчесок. Из всех портфелей выскакивали лягушки. Все догадывались, чьих это рук дело, и продолжали смеяться над Матильдой и еще больше не любили ее. Да и самой Матильде от ее проделок легче не становилось. В итоге эта необычная девочка сделалась посмешищем всей школы. Однажды весной школьники отправились в лес на пикник. Матильду взяли с собой только затем, чтобы не скучать, мол, будет над кем посмеяться! Матильда понимала это, но все-таки пошла вместе со всеми: ведь она так любила лес! А еще ее не покидала надежда, что рано или поздно ее отношения с одноклассниками наладятся.

Пока шли по лесу, ребята постоянно осмеивали Матильду.

— Смотрите-ка, она с березой разговаривает! Вот умора! Авот какие-то сорняки в букетик собирает! Ха-ха-ха!

А Матильда добродушно объясняла: это, мол, не сорняки, а лечебные травы. Эта от астмы, эта — от простуды, а эта — для заживления ран. И дети прислушивались к ней, поддразнивая все реже. Им становилось интересно в лесу, и они понимали, что это заслуга Матильды.

Вдруг у тропинки дети увидели большой куст с красными ягодками. Мишка, первый красавчик в классе, тут же подбежал к нему и сунул ягоду в рот. И тут все услышали крик Матильды:

— Стой! Нельзя! Они ядовитые!

Все отошли от куста и молча пошли дальше.

Но впереди их поджидала новая опасность. Анжела подняла с земли изогнутую веточку, но веточка оказалась змеей. Не очень большой, но настоящей ядовитой змеей. Анжела вскрикнула и вмиг стала белой как мел. Все обернулись к Матильде. Она пожала плечами:

— Я не в силах спасти ее. Все, что я могу сделать, — это приостановить действие яда.

Быстро насобирав каких-то травинок, она склонилась над ранкой.

Весь обратный путь Анжела не приходила в сознание. Через два часа добрались до больницы, где девочку удалось спасти. Доктора говорили, что это произошло каким-то чудом, неизвестным медицине, поскольку девочка должна была умереть еще час назад.

Но все одноклассники знали, что это за чудо. Матильду стали уважать, ее поступком в лесу все восхищались. Ее перестали дразнить колдуньей, но зато она стала известной целитель-ницей, к которой приходили многие жители города со своими хворями.

И недоверчивые к людям взрослые ведьмы — мама и тетка Матильды — стали понимать, что уважения и внимания можно добиться хорошими делами, а не злыми проделками. Они помогали Матильде во всех ее заботах.

А тетушка принялась особо следить за тем, чтобы Матильда всегда была чистенькой и опрятной. Анжела подарила ей модные платья, а местный парикмахер сделал ей красивую стрижку. Впервые в истории в домике, где живут три Бабы Яги, появились гости. Это было в день рождения Матильды, которая стала общей любимицей.

«Санитары».Один из ребят назначается «раненым бой-Чом», а двое — «санитарами». «Раненому» завязывают глаза, а«санитары» носят его на сплетенных руках по классу, ока-зьгвают ему «первую помощь». Когда все дети попробуют себя в каждой из этих ролей, можно устроить обсуждение, в какой роли интереснее быть и почему.

Занятие 18. Трудности в отношениях с друзьями

Разминка

«Чувства и ассоциации».Ведущий предлагает детям повторить упражнение (см. занятие 17): найти ассоциации-сравнения для названных чувств. Предложите для игры новые названия чувств и новый выбор предметов и явлений для сравнения.

«Одинаковые скульптуры».Повторите уже знакомую детям игру (см. занятие 17). Двое с завязанными глазами встают в центр круга. Один принимает любую позу, а другой должен ее повторить. Но на этот раз он не полхчает от первого словесных инструкций. Его подводят к «скульптуре», и он, ощупывая ее, должен составить представление о позе, в которой она находится, и принять такое же положение.

«Кто сказал "мяу"?»Водящему ребенку завязывают глаза, затем его раскручивают и усаживают на колени к одному из детей, который в этот момент говорит: «Мяу!» Водящий должен назвать имя одноклассника, на коленях которого он оказался. Смените побольше водящих! Кто окажется самым внимательным?

Основное содержание занятия

«Об Алеше».Ведущий рассказывает детям о мальчике Алеше, у которого были трудности в школе. Однажды он пришел домой и сказал маме: «Все, больше я в эту школу не пойду. Меня там никто не любит». Дети должны высказать свои предположения о том, что же произошло с Алешей. Затем ведущий говорит о маме Алеши: она очень удивилась, услышав жалобы сына, ведь он всегда хорошо учился, и учительница была им довольна. Неужели он хочет бросить школу только из-за того, что у него не ладятся отношения с товарищами?

Обсудите все вместе: бывает ли так, чтобы человек хорошо учился, но с ним никто бы не дружил? Насколько важна для детей школьная дружба? Что для кого важнее — учебные дела или взаимоотношения со сверстниками? Подумайте все вместе над тем, как можно помочь Алеше и всем ребятам, у которых есть такая проблема.

Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

О Спиногрызкине (Т. Маркина)

Одним зимним утром молоденький кролик по фамилии Спи-ногрызкин проснулся в восемь часов. За окном было еще темно, падал тяжелый липкий снег. «Как не хочется вставать! Да еще сегодня суббота...» — застонал кролик.

Но ровно в девять на опушке у здания школы выстрелил стартовый пистолет учителя физкультуры Барсукова. Началась лыжная эстафета. Спиногрызкин бежал в команде с Волковым, Лисицыным и Кабановым. Он был последним, четвертым в эстафете.

Спиногрызкин бежал изо всех сил, весь вспотел, а уши его развевались на ветру, как флаги. И вдруг послышался жалобный писк: прямо на лыжне сидел маленький птенчик. На большой скорости Спиногрызкин резко свернул с лыжни и влетел прямо в кусты. Одна лыжа сломалась. Команда проиграла.

На Спиногрызкина накинулись товарищи по команде и одноклассники-болельщики: «Если бы не ты, мы были бы первыми' Кто взял в команду этого лопоухого?» Все так кричали, что Спиногрызкин даже не мог никому объяснить, что произошло. На глаза его навернулись слезы, из носа потекло.

Соревнования закончились, все разошлись, и Спиногрызкин поплелся к тому месту, где случилась авария. Там валялась куча сломанных веток, но птенца на лыжне уже не было. «А может, мне все это показалось? — тревожно подумал кролик. –Может, я действительно неумеха и зря меня взяли в команду?»

Спиногрызкин вернулся домой. Мама поила его вкусным морковным чаем, папа предлагал сыграть в бирюльки, но Спиногрызкин был безутешен.

В школе бывшие друзья отворачивались от него, а победители злорадно смеялись прямо в лицо. Спиногрызкин так нервничал, что за одну неделю умудрился получить три двойки и пять замечаний за невнимательность на уроках. «Эх, никому я не нужен, ничего я не умею, никто меня теперь не любит», — вздыхал кролик.

А в следующий понедельник устраивался конкурс на лучший самодельный скворечник. Уж что-что, а скворечники Спиногрызкин делать умел. Этому его еще дедушка научил.

Весь класс собрался в столярных мастерских. Застучали молотки, завизжали пилы, полетела во все стороны стружка. Мальчики сколачивали скворечники, а девочки их раскрашивали.

Строительство скворечника — сложная работа, и многие одноклассники не могли обойтись без советов Спиногрызкина. Они то и дело подбегали к нему с вопросами — сначала неохотно, но постепенно все больше и больше проникаясь уважением к его знаниям и мастерству. И Спиногрызкин терпеливо все объяснял и всем помогал.

Когда проводили выставку, у бригады Спиногрызкина скворечники были самые лучшие. А потом устроили праздничное чаепитие, и все одноклассники помирились со Спиногрызки-ным. Они попросили у него прощения за то, что были грубы с ним, а когда он рассказал о птенчике, им стало просто стыдно. Но все обиды были забыты, и кролик снова был среди Друзей.

А потом принесли телеграмму от мамы-снегирихи, которая благодарила доброго и мужественного Спиногрызкина за то, что он спас жизнь ее птенчика, который в тот злополучный день выпал из гнезда прямо на лыжню.

«Зря я расстраивался, — думал кролик, ставший настоящий героем дня. — Не такой уж я неумеха, хоть и лопоухий!»

Занятие 19. Ссора и драка

Pазминка

«Чувства-ассоциации».Предложите детям называть возникающие у них ассоциации к названиям негативных чувств: злость, обида, гнев и т.д., например: «Если бы злость была растением, то каким?» «Если бы ярость была птицей, то какой?» и т.д.

«Изобрази ситуацию».Дети получают карточки с надписями на тему различных конфликтных ситуаций: «Мальчик разозлился»; «Девочка замахивается на кого-то кулаком»; «Двое учеников обзывают друг друга»; «Девочка плачет, ее обидели»; «Мальчика побили, ему обидно». Каждый без слов изображает доставшуюся ему ситуацию.

«Какие чувства возникают во время ссоры или драки?»

Дети припоминают свои конфликтные ситуации и те ощущения и чувства, которые у них возникали, и по очереди называют их.

Основное содержание занятия

«Неоконченные предложения».Дети завершают предложения:

«Ученики ссорятся, когда...» «Ссора заканчивается дракой, если...» «Ссора заканчивается слезами, если...» «Когда другому человеку больно...» «Когда мне больно, я...»

«Я знаю одного мальчика...»Ведущий рассказывает детям Историю приблизительно такого содержания: «Многим детям случается ссориться и драться. Наверное, это нормально. Но я знаю одного мальчика, который дерется почти все время: на пеРеменке, на прогулке, в столовой. Причем дерется жестоко, пуская в ход кулаки, ноги, зубы. И не разбирает, куда он бьет — в грудь, в лицо, в голову. Конечно, одноклассники его избегают, не хотят с ним играть. А он от этого еще больше злится и еще больше дерется. И всегда ему кажется, что все лезут к нему первыми. Когда с ним разговариваешь, выясняя, не жалко ли ему тех, кого он бьет, он заявляет: "Сами виноваты, они первыми пристают". Давайте вместе подумаем, что можно сделать, как помочь этому мальчику — ведь такие, как он, есть в каждом классе. Попробуем разыграть ситуации, в которых я буду исполнять роль этого мальчика-драчуна, а вы — роли его родителей (они обеспокоены, что у сына нет друзей оттого, что он всех обижает), кто-то будет его учительницей, кто-то исполнит роли его одноклассников. Может быть, это позволит нам понять, что можно делать с такими драчунами». После этого разыграйте ситуации и обсудите с детьми наиболее удачные способы поведения.

Класс

Занятие 5. Мой выбор, мой путь

Разминка

«Способности моих родителей».Ведущий спрашивает детей о том, что им удалось узнать о способностях их родителей. Желающие рассказывают, остальные задают вопросы. В ходе беседы следует обратить особое внимание на то, что способности могут меняться, некоторые угасают, некоторые развиваются или возникают в зависимости от смены деятельности.

«Кого загадал ведущий?»Ведущий называет некоторые способности каждого из участников. Детям нужно догадаться, кого имеет в виду ведущий.

«Отгадай, кто я?»Ведущий выбирает из числа детей водящего и тайно называет ему имя кого-то из одноклассников. Затем прикасается к водящему «волшебной палочкой», «превращая» его в этого человека. Далее дети задают водящему вопросы, касающиеся вкусов, увлечений загаданного участника, например: «Какой цвет ты любишь?», «Кто твой любимый писатель?». А водящий старается отвечать на них от лица этого участника. Дети должны догадаться, в кого «превращен» водящий.

Основное содержание занятия

«Выбор пути».Ведущий напоминает детям сказку, в которой Иван-царевич оказался на перекрестке трех дорог. Ему пришлось выбирать свой путь. Он сам делал свой выбор и убеждался в том, что не всегда самый легкий путь приводит к успеху. Ведущий предлагает ребятам представить ситуацию, когда человек не в сказке, а в жизни оказывается на распутье и должен выбрать одну из дорог. «Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдем, как сложится наша жизнь». Далее в качестве примера можно рассмотреть школу как исходный пункт выбора дороги. На доске изображается линия, ведущая в школу, а внутри школы она разветвляется. Как можно назвать эти ветки? Дети предлагают свои варианты названий: «к пятеркам любой ценой», «главное — чтобы тебя хвалили», «к знаниям через старание», «к тройкам через лень». Дети размышляют над тем, какая дорога может привести к успеху.

«Рисунок "На перекрестке дорог"».Предложите детям представить себя на распутье дорог и изобразить эту ситуацию в виде символических изображений. Обсудите рисунки, поговорите о том, какие возможности развития своих способностей Дети видят в будущем.

Занятие 6. Мой внутренний мир

Разминка

«Подушечный бой».Эта игра предложена для включения в психологические занятия пятиклассниками московской школы «Премьер». Для выполнения упражнения нужны две или четыре диванные подушки. Участники становятся друг против друга на расстоянии около полуметра, расставив ноги и не двигаясь с места. С помощью подушки (или двух подушек в обеих руках) нужно заставить партнера потерять равновесие.

«Не выходя из комнаты».Ведущий заводит с детьми беседу о том, что часто человек перестает радоваться жизни, потому что не способен замечать красивое и удивительное вокруг себя. Многим кажется, что удивляться в повседневной жизни нечему, и они ждут каких-то ярких событий, чтобы удивиться или обрадоваться. Но эти моменты быстро проходят, и человек опять впадает в скуку и уныние. Однако вокруг нас много удивительного, нужно только суметь заметить это. Предложите детям назвать как можно больше вещей и явлений, которым можно удивиться, не выходя из комнаты.

«Радиопередача».Ведущий предлагает детям представить себя в роли радиоведущих детской передачи. Они должны рассказать в микрофон сказку, начав со слов: «Далеко-далеко, за лесами, за горами жил мальчик (девочка)...»

Основное содержание занятия

«Чужие рассказы».Ведущий рассказывает о детях, которые на занятиях психологией писали маленькие сочинения на тему «Какой я и чем отличаюсь от остальных?». Ведущий читает детям эти сочинения, предлагая определить, кто из авторов этих сочинений лучше всего разбирается в себе. Очень важно, чтобы участники пытались доказать свою точку зрения.

«Я нехороший. Я не могу быть хорошим, потому что не умею решать задачи».

«Я мальчик плохой, потому что надоел учительнице и ребятам. Я хоть и большой, но ума у меня нет. Я стараюсь исправиться, но мне не удается. Я хочу быть хорошим мальчиком».

«Я добрый, трудолюбивый, правдивый».

«Я не знаю, какая я по характеру. Но когда меня обзывают, я тоже могу обозвать. Я характером в папу».

«Я отличаюсь быстро меняющимся настроением. Иногда бываю грустной, иногда веселой».

«У меня нет силы воли. Мне не нравится моя разболтанность».

«У меня не очень хороший характер. Когда что-то бывает не так, я надуваюсь, как мышь на крупу».

«У меня с дружбой плоховато. Мне не нравится в себе то, что я не научилась хорошо понимать товарищей».

«Маленький принц».Ведущий беседует с детьми о сказке про Маленького принца, который имел свою собственную планету, и предлагает представить, какой может быть собственная планета у каждого из них, а затем эту планету нарисовать. При обсуждении обращается внимание на то, кто населяет эту планету, легко ли до нее добраться, по каким законам на ней живут.

Комментарии для Ведущего

Рисунки на тему «Моя планета», как правило, достаточно диагностичны. Следует обратить внимание на наличие агрессивных элементов в изображении поверхности планеты (шипы, иголки), что свидетельствует о «закрытости» ребенка, о проблемах в общении («Каждый, кто доберется до этой планеты, сразу погибнет»). В нашей практике один ребенок с серьезными поведенческими проблемами нарисовал две планеты: Планету Зла и Планету Добра, отобразив таким образом внутренние противоречивые тенденции. Девочки обычно рисуют Планету Любви, Планету Розовой Мечты и т.п.

Занятие 7. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира

Разминка

«Подушечный бой».Повторите игру с диванными подушками {см. занятие 6), выбирая тех детей, кому еще не приходилось вступать в подушечный бой. Все остальные играют роль болельщиков.

«Рассмотри и придумай».Предъявите ребятам картинку с неопределенным изображением (например, репродукцию абстрактной живописи). Нужно придумать по ней рассказ.

«Не выходя из комнаты».Еще раз постарайтесь обратить пристальное внимание на привычную окружающую обстановку, находя в ней такие детали, которым можно обрадоваться. А на что можно рассердиться?

Основное содержание занятия

«Маленькая страна».Это упражнение придумано ученицей третьего класса УВК № 1187 Ирой Харьковой.

Детям предлагается нарисовать страну, в которой можно жить счастливо, в которой есть все, что нужно конкретному ребенку. Дети закрывают глаза, ведущий дает условный сигнал — например, звонит в колокольчик, символизируя переход в сказочную страну. Открыв глаза, дети начинают рисовать. По окончании работы ведущий обращает общее внимание на несхожесть рисунков, на их содержание, в котором отразился внутренний мир авторов. Делаются выводы об уникальности внутреннего мира каждого и о необходимости бережного к нему отношения.

Важно, чтобы и каждый из детей сумел рассказать о своей маленькой стране одноклассникам, постарался вызвать у окружающих интерес к своему рисунку. Хорошо, если дети зададут друг другу как можно больше вопросов по рисункам.

Занятие 8. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

Разминка

«Бой полотенцами».Для выполнения упражнения необходимы два небольших махровых полотенца. Каждое скручивается в трубку Двое участников становятся на одну ногу в середине расстеленного на полу газетного листа и стараются скрученными полотенцами либо столкнуть друг друга с газетного листа, либо заставить коснуться пола второй ногой.

«Рассмотри и придумай».Повторите упражнение (см. занятие 7), приготовив для него картинки с неопределенными изображениями. Пусть каждый ребенок домыслит картину и придумает по ней рассказ.

Основное содержание занятия

«Кому я могу все рассказать о себе?»Ведущий рассказывает об одной четверокласснице, которая призналась: «Я могу все-все рассказать о себе тому человеку, которому я доверяю. А узнаю я такого человека по его глазам». Детям предлагается поделиться своими мнениями по этому поводу: что значит читать по глазам? Как еще можно узнать человека, достойного доверия? В каких ситуациях необходимо доверие? Когда появляется потребность рассказывать другому о себе? Можно ли рассказать «все-все»? и т.п.

«Мой самый интересный сон».Это задание придумано пятиклассником московской школы «Премьер» Леней Риммером.

Ведущий беседует с детьми о снах. Порассуждайте все вместе о том, что это такое — сны, что, по мнению детей, отражается в них, какое они имеют значение для человека, кому можно рассказывать о своих снах. Предложите детям вспомнить и рассказать группе самые запомнившиеся сны или такие сны, которые часто повторяются. Обратите внимание детей на то, что, рассказывая о своих снах, человек впускает другого в свой внутренний мир, поэтому важно не рассмеяться, не ранить его словом. Часто в ситуации доверительного общения на психологических занятиях дети рассказывают о своих снах впервые.

Занятие 9. Что значит верить?

Разминка

«Бой петушков».Начните занятие с подвижной игры, вкоторой необходимо очень точно координировать движения. На ограниченной территории (например, на расстеленной на полу газете) двое игроков, стоя на одной ноге и придерживая руками вторую, согнутую в колене, дерутся плечами, не пуская в ход руки. Побеждает тот, кому удается столкнуть партнера с территории, заставить его сойти с листа либо коснуться пола второй ногой.

«Рассмотри и придумай».Повторите задание (см. занятия 7, 8), используя новые абстрактные картинки. Дайте возможность детям убедиться в том, что каждый видит в причудливых узорах и пятнах свое.

Основное содержание занятия

«Взгляд».Ведущий говорит с детьми о том, какое значение может иметь взгляд. Бывает, что взгляд человека может сказать больше слов, а иногда даже человек, который ничего для тебя не сделал, одним взглядом может поддержать тебя или, наоборот, расстроить. Взглядом можно приласкать человека или сделать больно.

Затем дети получают листы бумаги со знаками «плюс» или «минус». Те, кто получил «плюс», изображают ласковый, добрый взгляд (все лицо, кроме глаз, закрывается бумагой), а те, кто «минус», — злой, недоброжелательный взгляд. Остальные отгадывают, какой знак изображен на листочке.

Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Тайна другого берега (А. Саликова)

В одной стране люди жили на берегу широкой реки. Тебе приходилось бывать на берегу большой реки? Ты помнишь, как журчат бегущие воды? Помнишь, как свежий ветер с реки касается твоего лица и развевает волосы? И так хочется потрогать рукой волны, ощутить прохладу воды!

Люди, живущие на берегу реки, были разными: веселыми и скучающими, трудолюбивыми и не очень. Но все были похожи в одном: они любили смотрев па движение реки, вглядываться в ее воды. Иногда в ясные дни они смутно различали другой берег, а в хмурые дни он казался лишь туманом над водой. И каждому казалось, что на другом берегу кто-то ждет именно его. Но эти люди не умели плавать и не имели лодок.

По вечерам, когда солнце исчезало за синими горами, а на небе появлялись крупные звезды, к реке приходила девушка. В это время все звуки стихали, а река словно бы замедляла свое движение. В такие минуты особенно хорошо мечтать. И девушка мечтала. Мечтала о том, что когда-нибудь окажется на далеком берегу и увидит того, кто так же сидит у воды, мечтает о встрече и ждет.

Одним ясным утром все живущие на берегу, словно по волшебству, проснулись с одним и тем же желанием. Люди решили построить мост. Из-за синих гор самые сильные и отважные мужчины принесли огромное дерево. Люди хотели перекинуть его на другой берег, но дерево упало в воду, и его унесло.

Вызвался помочь мастер-каменщик. Долгие дни трудился он, укладывая камни. Девушка помогала ему и так старалась, стесывая камни, что стерла пальцы до крови. Другие люди тоже помогали мастеру, но не все. Может быть, поэтому попытка не удалась. Вода оказалась сильнее человеческих усилий и на этот раз. Течение сносило камни в основании моста, и он разрушался. Люди начинали снова, но мост так и не удалось построить даже до середины реки. Многие разуверились тогда в своих надеждах. Но не все.

Решил помочь людям волшебник-стеклодув. Люди не слишком верили в его чудеса, но настал день, когда люди увидели мост, причудливо сплетенный из стекла и хрусталя. Он был прекрасен, но не очень прочен. Волшебник видел, что люди не верят в его успех, и решил не возвращаться на этот берег.

Только он сам рискнул перейти на тот берег по своему хрупкому мосту. Больше никто не решился проверить на прочность чужое волшебство. Девушка просила стеклодува не лишать их надежды, он же в ответ только подмигнул ей со словами: «Увидимся на том берегу».

Сначала она только плакала, а потом стала просить реку, небо и звезды помочь ей сотворить чудо. Все дни и ночи проводила она на берегу. Близкие люди пытались отвлечь ее от безутешных мыслей, уговаривали заняться чем-нибудь другим. Но однажды они пришли на берег, а девушки там не оказалось. Люди удивились, разожгли костры и стали ждать, ждать, ждать...

А случилось вот что. Девушка так долго плакала, рассказывала реке свои мечты и печали, что в конце концов уснула на берегу у самой воды. Река, видевшая на своем пути многое, подарила девушке странный сон. Сон был об одном предмете, с помощью которого можно переправиться через реку.

Проснувшись до восхода солнца, девушка принялась мастерить этот предмет, увиденный во сне. Все, что осталось на берегу после попыток построить мост, ветки и сучья от дерева, прочная высокая трава, росшая у реки, — все шло в дело. На работу ушел весь следующий день, и к вечеру был готов плот, который не тонул в воде. Но как сделать, чтобы плот вынесло к другому берегу, чтобы его не унесло сильным течением?

Девушка поблагодарила реку и снова стала просить о помощи. Она говорила о другом береге, о своей мечте, о том, как интересно видеть сны... Река заслушалась ее, замедляя движение. Многие века она, журча и перекатываясь на прибрежных камнях, рассказывала людям о своих тайнах. Но никто еще так не говорил с ней. Случилось так, что девушка заговорила воду и усыпила реку.

Начиналась ночь. Темно-синее небо было ясным, ветер стих, и вода ровной зеркальной гладью лежала у ног. Девушка оттолкнулась от берега, забралась на свой плот и поплыла. Она оглянулась и увидела, как на том берегу, который она покинула, зажглись костры. Люди ждали ее возвращения. Но самое интересное было впереди. С каждым мгновением противоположная сторона реки приближалась, контуры предметов становились все отчетливее. Наконец девушка смогла разглядеть человека, который двигался ей навстречу.

Руки его были теплее полуденного солнца и нежнее утренней воды.

Кого она встретила?..

А кого хотела бы встретить ты?

К утру река проснулась, и два берега оказались соединенными между собой прочными, крепкими канатами, свитыми из нитей ожидания встречи, нитей стремления людей друг к другу, нитей веры в чудо и нитей желания сотворить это чудо. С того самого времени люди, живущие на разных берегах, с помощью этого парома могут бывать друг у друга. Еще они научились и плавать, и строить лодки, познакомились с жителями другого берега, которые тоже долгие годы стремились к ним. Они также строили мост за мостом, которые разрушались один за другим. Теперь жители двух берегов могли дружить и ходить в гости друг к другу. Они поняли, что построить надежный мост можно, только когда оба берега хотят этого, когда и на том, и на другом берегу есть люди, которые верят в свою мечту и потому способны на чудо.

Вопросы для обсуждения

Что отличало девушку от остальных людей?

Как ей удалось усыпить воду?

Бывали у вас ситуации, когда вы сильно к чему-то стремились, верили в успех и у вас все получилось?

«Чудо».Ребята представляют себя волшебниками и придумывают, какое «чудо» могли бы они совершить для себя, для одноклассников, для мамы, для учительницы. При обсуждении обратите внимание на то, для кого ребятам было легче придумывать «чудо» и почему.


5658935715127142.html
5658993053709710.html
    PR.RU™