Поэзия пушкинской поры

Вяземский П.А «Внешний» и «внутренний» человек: проблема раздвоения. «Декабрист без декабря» и государственный чиновник. Вяземский в контексте русской поэзии. Вяземский и «Арзамас». Культ «изящного безделья» и «легкая» поэзия. От «легкой поэзии» к «поэзии мысли». Вяземский и романтическая эстетика (право на оригинальность и романтическое своеволие). «Мысль как личное достояние» (создание «метафизического» языка, бытие мысли в поэзии). Жанры (элегия, послание, путешествие, обозрение и т.д.). Поэтика Вяземского: принцип непринужденной болтовни, нарушение языковой и литературной нормы, ирония, каламбур, игра слов, отказ от поэтизации, принцип «ярких заплат» (вставных слов); обилие эпитетов и т.д. Метафоризация и целостный образ. Лирический сюжет и мотивы. Вяземский и поэтическая традиция XVIII в.

Пушкин и Вяземский: эстетические стороны и поэтический диалог. Поэт и Бог: традиции духовной и богоборческой поэзии. Национальный элемент в пейзаже, поэтика зимы. От лирического «я» к лирическом герою (автор или лирический герой?). Стихи и политика (место сатиры в поэзии Вяземского).

Д. Давыдов. «Анакреон под доломаном» или маска дилетанта? Автор и его лирический герой в системе «литература–реальность–литература» (мифологизация реальной биографии, ее тождество автобиографии, запечатленной в стихах). Д. Давыдов и романтизм. Старые формы и новое содержание: гусарщина как образ бытия, тип мышления. Лирический герой как характер (натура и ее проявления). «Военная лирика»: интимизация войны, «хмельное буйство выражений», «незастенчивость слов», прозаизация, устная речь и т.д.). Жанры и их трансформация. Несобранные любовные циклы. Дисгармония и ее эстетический эффект (столкновение смыслов, совмещение несовместимого, обнажение контраста, просторечие, принципы создания комизма, ирония, лиризм и т.д.).

А. Дельвиг. Дельвиг: легенда и реальность («Керн в мужском роде», «ленивец», «поэт-сибарит», мистификация). Творчество Дельвига: закономерности и внутренняя логика. Романтическое мироощущение и его выражение в поэзии. «Философия лени» в русской культуре начала XIX в. Античность в поэзии Дельвига: антологический жанр: подражания древним и гармонический идеал (жанровые формы античности: идиллия, эпиграмма, эпитафия и т.д.), проблема «естественного человека» в русской литературе начала XIX в. и ее художественное решение у Дельвига («эллинский дух»), идиллия: генезис и трансформация жанра (сюжет, персонажи, природа, психологизм, живопись и пластика, музыкальная речь, подтекст и т.д.), мифологическая образность и ее функции, эволюция идиллии после 1825 г. (трагический конфликт и его семантика). Русские песни. Дельвиг и фольклорная поэтика. Жанр романса. «Поэзия мысли» и сонет.



Н. Языков. Н. Языков: легенда, семейное предание и тип личности, литературный характер и бытовое поведение. Романтический мир поэзии Языкова. Периодизация творчества Языкова. Дерпт и Москва в творческом сознании поэта. Языков и его лирический герой («мыслящий студент» как биографическое единство, психологическая и бытовая конкретизация). Поэзия студентства как феномен. Поэтика как «насыщение душевного простора» (первооснова бытия: природа и вещный мир, роль иронии, избыточные описания, «прямое слово», «украшающий эпитет», «языковая самоирония», «самовластность сочетаний», фольклорный колорит и т.д.). Поэтический мир древней истории и историческая поэзия Языкова (аллюзионность, «летописный слог», литературная маска – «Боян», «Услад», концепция национального характера и т.д.). Языков и Пушкин: духовное общение и поэтический диалог. Любовная лирика (элегический жанр и его трансформация, эволюция элегии, цикл, посвященный А. Воейковой, в контексте соотношения «литература – реальность – литература», прощальная элегия и т.д.). Духовная поэзия (переложение псалмов: традиция и современность).

Е. Баратынский. Баратынский: философия бытия и мышления. «Поэзия мысли» и ее становление в художественной системе поэта. Периодизация творчества (принципы, подходы). Баратынский и «школа гармонической точности»: человек и «вечный миропорядок» в ранней лирике, элегии 20-х гг., трансформация жанра (отсутствие автобиографизма, оппозиция иллюзия / действительность в структуре элегии, «бесчувствие» как тема элегий, преобразование «стиховой материи», игровая стихия, «история чувства» и т.д.). Другие жанры (послание, песня, эпиграмма и т.д.). “Разуверение” в контексте русской культуры XIX в. Герой поэзии Баратынского и Гамлет. Философская концепция человека и мира в поэзии 30-х гг.: Баратынский и любомудры, антиномии бытия и их художественное осмысление, двоемирие и его специфика в поэзии Баратынского, творческое самоопределение в поэзии, «Сумерки» в контексте творчества Баратынского: смысл названия, структура сборника, движение авторской мысли, роль ритмики, семантика ключевых слов, параллелизм человека и природы, структура образа, символизация. «Осень» как выражение катастрофического сознания. Поэтика Баратынского: основные тенденции развития его художественной системы (обобщение, дифференциация), принципы выделения мысли, негирование как специфический прием, парадоксальность и ее выражение в структуре стиха (парадоксальный эпитет, игра слов как путь к словесному парадоксу, афористичность, градация как прием композиции, метафорика и символика). Пушкин и Баратынский.



Тридцатые годы в истории русской культуры. Философия в России: Шеллинг и Гегель. Проблемы познания и самопознания. Философские и литературные кружки. П.Я. Чаадаев.

Журналистика. «Московский телеграф»и братья Кс. и Н. Полевые. «Литературная газета» А. Дельвига. Журнал «Телескоп».

«Северная пчела» и «Библиотека для чтения». О. Сенковский и его литературная маска – «Барон Брамбеус».


5812240561451099.html
5812320249879336.html
    PR.RU™