Информационно-методическое письмо

«Подготовка и проведение итогового сочинения (изложения)

для выпускников образовательных организаций,

реализующих программы среднего общего образования, в 2015-2016 учебном году»

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 2 декабря 2015 г. выпускники образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, будут писать итоговое сочинение (изложение).

Итоговое сочинение (изложение) носит обязательный характер для всех категорий обучающихся и является допуском к ГИА. По желанию итоговое сочинение могут писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы. Итоговое изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды, а также обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. Для изложения будут предложены тексты повествовательного характера объемом в 360-370 слов.

Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Наталии Солженицыной — президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. В рамках направлений будут разработаны конкретные темы сочинений, которые станут известны выпускникам в день проведения итогового сочинения.

Ниже перечислены открытые тематические направления итогового сочинения, примерные темы, а также список художественных произведений, на материале которых могут быть раскрыты темы итогового сочинения.

Тематическое направление Комментарий
1. «Время» Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. Рекомендуемые произведения: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка». М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». И.С. Тургенев «Отцы и дети». Л.Н. Толстой «Война и мир». А.П. Чехов «Вишневый сад». М.А. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Судьба человека». Литература о Великой Отечественной войне (произведения В.В. Быкова, Ю.В. Бондарева, В.Л. Кондратьева, К.Д. Воробьева и др.). А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Примерные темы: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». (М.В. Ломоносов) Кого можно назвать героем своего времени?
2. «Дом» Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. Рекомендуемые произведения: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Н.В. Гоголь «Мертвые души». И.А. Гончаров «Обломов». Л.Н. Толстой «Война и мир». А.П. Чехов «Вишневый сад». М.А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». М.А. Шолохов «Тихий Дон». А.И. Солженицын «Матренин двор». В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Примерные темы: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л.Н. Толстой) Какова роль дома в жизни человека?
3. «Любовь» Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. Рекомендуемые произведения: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин». Лирика. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Лирика. А.Н. Островский «Гроза». И.С. Тургенев «Отцы и дети». И.А. Гончаров «Обломов». Н.С. Лесков «Очарованный странник». Л.Н. Толстой «Война и мир». Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». И.А. Бунин «Темные аллеи», «Холодная осень», «В Париже», «Натали» и др. А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». М.А. Шолохов «Тихий Дон». Примерные темы: «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его». (Н.Г. Чернышевский) Бывает ли несчастной любовь?
4. «Путь» Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. Рекомендуемые произведения: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Лирика. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Лирика. М.В. Гоголь «Мертвые души». Н.С. Лесков «Очарованный странник». Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Л.Н. Толстой «Война и мир». М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека». Примерные темы: «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой». (В.Г. Белинский) Что значит выбрать свой путь в жизни?
5. «Год литературы» Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. Примерные темы: Моя «золотая полка». Книга, о которой хочется рассказать. Какие вопросы задаёт литература человеку?





Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). При составлении тем сочинений учитываются следующие принципы: посильность, точность постановки проблемы, литературоцентричность. Обращаем внимание на то, что темы будут размещены за 15 минут до начала экзамена на сайтах ege.edu.ru, и а также на официальном сайте ФГБУ «Федеральный центр тестирования» (rustest.ru), за 20 минут — на сайтах orcoko.ru, orel-edu.ru.

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут. Для выпускников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

В первую среду февраля и в первую рабочую среду мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).

Проверять итоговое сочинение (изложение) в Орловской области будут комиссии образовательных организаций в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (приложение 1, приложение 2).

Результаты итогового сочинения (изложения) — «зачет» или «незачет» — станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации (ГИА). В этом году к проверке допускаются работы, соответствующие установленным требованиям.


5713557764837098.html
5713619283188677.html
    PR.RU™