Краткая характеристика социальных фондов

Государственное обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам. Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.

К числу основных социальных рисков относятся:

1) риски утраты трудоспособности с возрастом;

2) риски утраты трудоспособности по инвалидности;

3) риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);

4) риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;

5) риски заболеваний и ухудшения здоровья.

Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника. По большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая.

В нашей стране впервые социальные внебюджетные фонды стали создаваться после принятия Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Так, в начале 90-х гг. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. Начиная с 2001г., один из социальных внебюджетных фондов -- Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного. В настоящее время ставится задача объединения ряда социальных фондов и дальнейшая их консолидация с бюджетом.

Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.



Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального страхования Российской федерации;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд России

Пенсионный фонд России (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Средства фонда формируются за счет:

- страховых взносов работодателей - 28%;

- ассигнования из федерального бюджета;

- собственные источники (доходы от ценных бумаг);

- добровольные взносы и пожертвования;

- заемные средства.

Плательщиками взносов являются государственные, коммерческие и другие организации и предприятия, фермерские хозяйства, работающие пенсионеры, религиозные объединения, предприниматели и др.

Не платят взносы:

- воинские формирования;

- общественные организации инвалидов.

Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, граждан, использующих наемный труд работников.

В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений независимо от источника финансирования, кроме перечня выплат согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.02.96 года.



Важнейший принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве. Где бы человек не жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Однако, в виду все возрастающей продолжительности жизни, население планеты стареет. Предполагают, что к 2030 г. на одного работающего будет приходиться один пенсионер.

Расходы государства (в том числе и зарубежных) непомерно возрастают, поэтому оно гарантирует только выплату пенсий в размере минимального прожиточного уровня - это первый уровень пенсионного обеспечения. Работодатель, производя отчисления от фонда оплаты труда, формирует своему работнику так называемую трудовую пенсию – это второй уровень пенсионного обеспечения.

Работающий сегодня вправе отчислять в фонд средства для дополнительной пенсии в будущем, так называемой накопительной пенсии - это 2 уровень пенсионного обеспечения. Государство, в этом случае, берет на себя ответственность в сохранении средств в случае банкротства страховых компаний.

Кроме пенсионного фонда России вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития Российской Федерации (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями). Бюджет и смета расходов, а также отчеты об исполнении составляются правлением пенсионного фонда России.


5818487185363149.html
5818551852558508.html
    PR.RU™